Приют11

Всё об Эльбрусье и приэльбрусье

+7 951 331 03 03

k2online@mail.ru

Приют 11

От куда пошло название «Приют 11»?

Рудольф Рудольфович Лейцингер – немец из Швейцарии. В Россию переехал в 1863 году, когда ему еще не было 20 лет и влюбился в Россию, да так, что на родину уже никогда не вернулся. Вначале он осел в Тамбовской губернии и успешно организовал предпринимательскую деятельность. Рудольф любитель-альпинист. Побывав на Кавказе походив по горам и впечатлившись КМВ, он переезжает в 1883 году в Пятигорск жить. В городе он построил несколько пивоварней, завод по переработке солода и кофе. Рудольф мечтал превратить Пятигорья в курорт мирового масштаба.

С наступлением 20 века Лейцингер стал привлекать для активного развития туризма и альпинизма молодежь.

В 1909 году Рудольф стал практически осуществлять свой, предварительно проработанный, самый грандиозный проект — прокладку с юга тропы к вершинам Эльбруса. Была организована специальная экспедиция. Из двух десятков человек до высоты 4300 метров дошли 11. Выбрав наиболее подходящие место на скальных выступах, экспедиция устроила ночевку. С тех пор это место называют «Приют 11». В конце 20-х годов прошлого века, уже при СССР, на этом месте соорудили первый оборудованный приют для альпинистов — деревянный домик, покрытый железным листом. В начале 30-х домик заменили на барак, с вместимостью 40 человек.

Как строили?

Во второй половине 30-х годов началось строительство нового проекта трехэтажной комфортабельной гостиницы. Руководителем проектом был назначен инженер Н.М. Попов. Большой объем строительных материалов доставлялось на высоту 4050 метров. По данным источников строительство было начато немного ниже первого здания «Приюта». Кстати возможно поэтому во всех справочниках примерно до 2000 года указывалась высота старого первого приюта – 4200 метром. Все стройматериалы завозили по мостам через ледовые трещины – тракторами на санях, лошадьми, быки волоком тянули целые бревна.

Тут хотелось бы отметить несколько интересных моментов:

  • В то время там не было канатных дорог от Азау, и что-то я сомневаюсь, что вообще существовала асфальтная дорога до Азау.
  • Возможно строительство и завоз стройматериалов шел через место где сейчас находиться – обсерватория, 105 пикет и ледовая база.
  • На Старом Кругозоре есть историческая фотография — Чокка Асланович Залиханов. Так же там указана примерно следующая информация «… который поднимался на Эльбрус 209 раз, причём последний раз (в 1968-м) – в день своего 110-летия». По рассказам местных жителей Чокка Асланович принимал участие в строительстве Приюта 11. Он возил на быках или ослах (точно не выяснил) стройматериалы от Ледовой базы всё лето 1938 года. Для меня осталось пока не выяснен вопрос — каком образом он преодолевал ледовые трещины. Опять как пояснили мне – тогда была другая ледовая обстановка. Возможно он шел не напрямую. Всю сказанную информацию я не могу официально подтвердить или опровергнуть.

В подтверждении выше сказанного можно привести фотографию трактора со стройматериалами из газетной вырезки, где на заднем плане видны – Донгузарун, Накратау и Чегет. На мой взгляд именно такой вид и расположенных гор можно увидеть из района обсерватории. Да и в самой заметке написано  «… от селения Терскол и уходит зигзагами вверх…»

Хотелось бы выяснить этот вопрос, он достаточно интересный.

В 1939 году гостиница была построена и стала функционировать. Приют получился уютный и функциональный. На первом этаже находились технические помещения: кухня, душ и котельная. На остальных этажах были комнаты на 3-5 человек, столовая до 50-ти мест. Была горячая и холодная вода, туалеты.

Приют 11 эксплуатировался до 1998 года долгих 59 лет. Сгорел в августе из-за нарушений правил пожарной безопасности.

Интересная информация и факты

  1. Приют 11 показан в художественном фильме «Дознание пилота Пиркса» фильм 1978 года